Неточные совпадения
— Я много читаю, — ответила она и широко улыбнулась, янтарные зрачки разгорелись ярче — Но я с Аристотелем, так же как и с Марксом, — не согласна: давления общества на разум и бытия на сознание — не отрицаю, но
дух мой — не ограничен,
дух — сила не земная, а —
космическая, скажем.
Материальное,
космическое развитие идет от первоначальной целостной органичности, скрепляющей
дух и плоть и прикрепляющей
дух к материи, к механичности, расщепляющей
дух и плоть, нарушающей цельность и освобождающей
дух от связи с материей.
Подобно тому, как недолговечно и поверхностно существование оазиса — общины в
духе толстовца или утопического социализма, недолговечно и поверхностно и существование всей человеческой общественности в сложной и бесконечной
космической жизни.
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в
космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти
космических сил, от
духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой, развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение
космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Дух есть синтетический момент в мистической диалектике, осуществленное
космическое спасение, осуществленное обожение человечества и мира, соборное возвращение творения к Творцу.
Духа в истории мира не было бы соборного действия Промысла, не было бы отблеска Божества на всем, что творится в истории, во вселенской культуре, в общественности, не было бы
космического единства человечества.
Космическое природное в евреях, что они имели общим с другими народами, стало оболочкой будущего сверхприродного…» «Израильтяне сравнительно с другими народами были всего менее способны иметь свою собственную историю, менее всего исполнены того мирового
духа, который увлекал другие нации к основанию великих монархий; они неспособны приобрести себе великое, всегда пребывающее имя во всемирной истории, но именно по этой причине и были наиболее приспособлены стать носителями божественной (der göttlichen) истории (в противоположность всемирной)» (ib., 148–149).
Личность не порождается родовым
космическим процессом, не рождается от отца и матери, она происходит от Бога, является из другого мира; она свидетельствует о том, что человек есть точка пересечения двух миров, что в нем происходит борьба
духа и природы, свободы и необходимости, независимости и зависимости.
Прорыв из этого порочного круга есть акт
духа, а не подчинение органическому
космическому ритму, которого в объективированной природе по-настоящему не существует.
Для Бахофена пробуждение
духа и личности, т. е. начала солнечного и мужского и победа его над исконным господством матриархата, над первобытным
космическим коммунизмом, над женской религией земли и подземных богов, есть положительный
космический процесс.
Личность онтологически социальна, и та частичная десоциализация ее, которая есть освобождение от гнета социальной обыденности, есть путь осуществления ее
космического и социального призвания из свободы
духа.
Христианское сознание преодолевает рок в античном смысле слова, освобождает человеческий
дух от власти мира, власти
космических сил.
Человек находился во власти
космических сил, терзавших его демонов и
духов природы.
У гностиков, которые синкретически смешивали разные миры, разные мифы и идеи, пневма и духовна, и материальна,
космические силы господствуют над
духом человека, освобожденным христианством.
Так прорывался
дух в замкнутый круговорот
космической жизни.
Дух совершает акт относительно души, оформляет ее смыслом и истиной, дает ей свободу от власти
космических сил.
В неоплатонизме человек приобщается к единству и достигает слиянности в отрешенности от
космической множественности, в отвлеченном
духе.
Дух есть
космический элемент — последствие понимания его как воздуха, и
дух есть познание, мудрость, идея — наследие греческой философии.
Но согласно закону поляризации человеческого существования,
дух овладевает объективностью техники и может сделать ее орудием спиритуализации и гуманизации
космической и социальной жизни.
С этим связана по существу двойственная, но
космическая роль техники, которая оборачивается против
духа, хотя есть создание
духа.
Дух всегда означает, что человек не раб, а господин
космических сил, но господин — друг и освободитель.
Но в мистике внехристианской одинаково и на одном и на другом пути исчезает человек, в
космической первостихии или в отвлеченном
духе, снимаются границы личности.
В творчестве, а не в послушании откроется и тайна общественности, тайна нового общения в любви, общения в
Духе, не только людского, но и
космического.